Психосоматика аутизма
Аутизм – это нарушение развития головного мозга, которое приводит к расстройству социального взаимодействия, неумению общаться, ограничению интересов ребенка. Нарушение мозговой деятельности вызывает формирование следующего поведения: ребенок отличается слабыми разговорными навыками, повторяющимся поведением, атипичным зрительным контактом, сенсорной чувствительностью. Заболевание мало изучено, нет препаратов, которые могли бы излечить заболевание, до конца неизвестны причины его развития. Нет достаточных исследований мозга аутистов, ученые работают над препаратами и программами, которые помогут адаптировать ребенка к социуму, жить полноценной жизнью.
Существуют различные теории происхождения психического расстройства, нет единого мнения по его лечению. Психосоматика аутизма у детей связана с биологическими (генетическими) и социальными факторами.
Психосоматика детского аутизма
Психосоматика аутизма у детей, не связанного с врожденными нарушениями мозговой деятельности, имеет ряд причин:
- Гиперопека.
- Отсутствие любви и внимания со стороны родителей.
- Игнорирование малыша, плохой уход, отсутствие внимания к потребностям ребенка.
- Отсутствие распорядка дня, большие нагрузки.
- Тяжелая психологическая обстановка в семье.
- Отсутствие социальных контактов, частая смена детских садов, школ.
Известные психосоматики описывают расстройство у детей следующими симптомами:
- Молчаливость.
- Замкнутость.
- Оторванность от реальной жизни.
- Сниженный аппетит.
- Ребенок предпочитает не смотреть в глаза.
- Не контактен.
- Плохо владеет разговорной речью или почти не говорит.
- Может быть агрессивным и истеричным.
- Апатичен.
Бурбо считает, что нарушение отношений «мать – ребенок» в первые полгода жизни может привести к эмоциональной блокировке, такое состояние нередко становится причиной задержки физического развития малыша. Еще одна из причин по мнению Бурбо – это неприятие ребенком своей кармической цели, нового воплощения. В этом случае никто из близких малышу помочь не может. Родителям ребенка аутиста необходимо:
- Любить и принимать малыша таким, какой он есть.
- Всегда быть на стороне ребенка и поддерживать его выбор.
- Часто общаться с ребенком.
- Делиться своими переживаниями, чувствами.
Психотерапевт, писатель Синельников считает, что причина расстройства кроется в плохом психологическом климате семьи. Ребенок понимает, что отношения между родителями нарушены, он негативно воспринимает агрессивное поведение, ссоры, переживает – это сказывается на здоровье малыша. Появляются симптомы соматических нарушений. Большое влияние на внутриутробное формирование плода оказывает психологическое состояние матери, отношение к ней во время беременности со стороны близких людей. Предпосылками к развитию расстройства становятся:
- Мысли о нежелательной беременности.
- Постоянные ссоры с близкими.
- Ревность.
- Страх стать некрасивой.
- Опасения, что роды будут тяжелыми.
Негативное мышление в этот период закладывает определенную программу разрушения, которая становится причиной рождения больного или ослабленного младенца. Избежать такого развития событий поможет планирование беременности – она должна быть ожидаемой и желанной. Построение доброжелательных и крепких отношений в семье, взаимопомощь и уважение станут основой для рождения здорового ребенка. Писатель, автор книг по саморазвитию Жикаренцев считает, что ребенок рождается с такими нарушениями, если родители не были готовы к его рождению – хотели мальчика, а родилась девочка, ребенок внешне похож на нелюбимого родственника, он неидеален и так далее. Ложные постулаты, идеи, агрессивное поведение родителей также могут стать причиной патологии.
Луиза Хей винит в развитии патологии родителей ребенка, она считает, что психосоматика аутизма у детей связана с инфантильностью матери и отца. Патология не всегда является врожденным расстройством, она может развиться у ребенка с сильной психотравмой. Такие дети перестают разговаривать, избегают общения, замкнуты. Это происходит, когда родители запирают ребенка часто и надолго одного в комнате, жестоко наказывают, надолго оставляют родственникам и уезжают, отдают все свое время работе и мало общаются с малышом. В этом случае ребенку может понадобиться помощь разных врачей – невролога, педиатра, детского психотерапевта.
Первые проявления нарушения развития становятся заметными в возрасте трех лет. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем благоприятней прогноз. Необходимо проводить анализ поведения ребенка. Родители, педагоги, психолог или психотерапевт наблюдают за реакциями малыша, результаты поведения становятся основой для создания корректирующей поведение программы. Дети хорошо отзываются на взаимодействие с животными – они с удовольствием посещают конный спорт, играют с дельфинами, собаками.
Для улучшения физического развития родители совместно с врачом подбирают занятия спортом, для психического развития помогают ребенку найти увлечение – дети могут рисовать, лепить, заниматься музыкой, играть в шахматы. Лечение может проходить с применением лекарственных препаратов. Они помогают устранить многие симптомы заболевания: агрессивное поведение, гиперактивность, повышенную тревожность, истеричность, избавить от нервных тиков и перепадов настроения. У аутистов существует проблема с речью, логопед учит проговаривать слова правильно и полностью. Детский психолог работает не только с ребенком, ног и с его родителями, помогая им научиться правильно взаимодействовать.
Психосоматика аутизма у взрослых
Аутизм у взрослых имеет следующие причины:
- Заболевания и расстройства психики.
- Затяжные депрессии.
- Травма головного мозга.
Аутизм у взрослых может проистекать из детского расстройства. Психическое расстройство характеризуется различными отклонениями – сонливостью, нарушением речи, трудным поведением, умственной отсталостью, эпилепсией. Взрослые аутисты не могут поддержать полноценную беседу, не понимают юмор или сарказм, не умеют рассказывать истории, чаще говорят монологами и используют редкие слова. Они не описывают чувства людей, рассказывая о них, в истории описываются только происходящие события. Третья часть аутистов разговаривает медленно и с расстановкой, они плохо запоминают грамматику.
Около четверти больных не владеет разговорной речью. У взрослых чаще всего развивается атипичная форма расстройства, которая провоцируется механической травмой мозга. Симптомы расстройства:
- Больной замыкается, избегает общения.
- При встрече старается опустить глаза и не здороваться.
- Отвечает односложно, повторяет фразы из фильмов, новости СМИ.
- Забывчив, рассеян, необязателен, отсутствует чувство долга и привязанности.
- Перестает заниматься любимым делом, забрасывает хобби, увлечения.
- Агрессивен, раздражителен или чрезмерно пассивен.
- Теряет ощущение реальности.
- Движения повторяются, становятся стереотипными.
- Боится вербального общения.
Взрослые аутисты не могут жить полноценной жизнью, теряют самостоятельность. Тяжелая форма расстройства приводит к полной потере речи, выраженному снижению интеллекта. Лечение проводится с помощью коррекции поведения, лекарственных препаратов, сеансов психотерапии. Лечение врожденного расстройства работы мозга в раннем возрасте дает больше шансов на полноценную жизнь, но полностью избавиться от патологии не удастся. Профилактика заболевания должна проводиться во время беременности и после рождения ребенка:
- Беременная и кормящая женщина должна соблюдать рациональное питание, тщательно следить за качеством потребляемых продуктов.
- С повышенным вниманием относится к смесям при искусственном вскармливании малыша. Ребенок может быть склонен к депрессии из-за невозможности организма усваивать глютен. При наличии у ребенка целиакии глютен не усваивается организмом, приводит к развитию депрессивных состояний, вызывает усталость, вздутие живота. В этом случае ребенок должен находиться на диете, исключающей глютен.
- Не вводить в рацион ребенка продукты с ГМО, консервантами, красителями.
В настоящее время известны гены, ответственные за развитие психического расстройства, будущая терапия заболевания будет проводиться с использованием препаратов, которые улучшат качество жизни людей с генетическими нарушениями.