Психосоматика астмы
Уже много лет в мировом медицинском сообществе астма признана состоянием, при котором важную роль играют психологические факторы. Депрессия и другие подобные расстройства являются классическими «спутниками» или «провокаторами» данного заболевания. Как и при многих других патологиях, психосоматика астмы оказывает прямое влияние на выраженность симптоматики, качество жизни пациента, ответ на лечение и исход заболевания.
Общие сведения
Когда человек подвергается воздействию различных факторов стресса, его организм пытается адекватно отреагировать на раздражитель или приспособиться к нему. Организм в целом пытается поддерживать свою нормальную работу посредством эндокринной, иммунной и вегетативной нервной систем. Однако, если не удается выработать адекватную реакцию, работа организма нарушается и, как следствие, развиваются заболевания, связанные со стрессом. Психосоматика астмы у взрослых и детей тесно связана с воздействием различных факторов стресса. Это одно из типичных психосоматических заболеваний дыхательной системы, которое обусловлено психосоциальными стрессорами. Следовательно, в лечении патологии следует применять комплексный психосоматический подход к физическим и психосоциальным аспектам.
Исследование, проведенное доктором Мияока и его коллегами, опубликованное в Журнале японской медицинской ассоциации еще в 1996 году, зафиксировало случаи, когда врачи, лечащие амбулаторных пациентов с бронхиальной астмой, выявляли, что у больных есть некоторые психологические проблемы. Было обнаружено, что эти пациенты составляют 56% от общей опрошенной группы. Анализ анкетных данных, которые были собраны Исследовательской командой по лечению астмы в Ниигате (Япония), показал, что около 10% респондентов отмечали взаимосвязь приступов удушья и стресса.
При этом субъективное восприятие симптомов через когнитивную и эмоциональную призму способно влиять на течение заболевания, эффективность его лечения и дальнейший прогноз. Поэтому при диагностировании и ведении пациента следует учитывать факторы, влияющие на его состояние и провоцирующие проявление тех или иных признаков болезни.
Причины и механизм развития заболевания
Психосоциальные стрессоры служат факторами, провоцирующими приступ. Они проходят через центральную нервную систему, вызывают нарушения в вегетативной нервной системе, эндокринной и иммунной системах, а также влияют на начало астмы. С точки зрения психиатрии, психосоматика бронхиальной астмы описывается следующим образом: если подробно рассматривать начало и процесс развития астмы, учитывая и психологическое, и физическое состояние организма, становится очевидно, что во многих случаях у пациентов при влиянии психосоматических факторов отмечается большее количество физических патологических изменений, чем в дебюте заболевания.
Стрессоры не только провоцируют появление астмы у людей, склонных к этому заболеванию, но и ухудшают дальнейшее состояние человека. Основной психосоматической причиной появления нарушения дыхательной системы считают алекситимию. Это состояние, при котором человек затрудняется описать собственные эмоции и переживания или «чувство без слов». Человек, для которого характерно подобное состояние, склонен к фокусированию преимущественно на внешних событиях, не уделяя должное внимание своим эмоциям и их анализу. Ему сложно фантазировать, и преимуществом для него является утилитарное мышление. При этом в конфликтных или стрессовых ситуациях он больше склонен использовать действия.
Другой частой причиной развития астматических состояний является длительное сдерживание или нереализация агрессии. Угнетенные непроработанные эмоции со временем провоцируют приступы удушья, панические атаки, появление тревоги и страха, а также чрезмерный перфекционизм.
Психосоматика астмы у ребенка может быть обусловлена тревожными расстройства матери во время беременности, нервными потрясениями в родах. Также различные эпидемиологические исследования показали ассоциацию между хроническими патологиями дыхательных путей у детей и подростков со стрессом, повышенным индексом тревожности, депрессией и поведенческими проблемами. При этом связь между психологическими факторами и факторами окружающей среды отсутствуют. Однако для достоверного подтверждения данного наблюдения необходимо больше исследований в этой области.
Большинство детей и подростков, страдающих астмой, достаточно часто встречаются с негативными жизненными обстоятельствами. У них могут отмечаться проблемы в семье, низкая успеваемость, низкий социально-экономический статус. Несмотря на то, что для этого заболевания характерны низкие показатели летальности, в развивающихся странах оно часто взаимосвязано со смертью детей в результате удушья. Поэтому считается серьезной проблемой в сфере мирового здравоохранения.
Диагностика психосоматики заболевания
Прежде всего, бронхиальная астма диагностируется со стороны физических отклонений. В то же время дебют и течение заболевания также рассматриваются со стороны психосоматических факторов. Пациенты проходят обследование, чтобы выяснить, есть ли вероятность воздействия следующих психосоциальных стрессоров:
- Физические факторы стресса: перемена температуры, влажности и атмосферного давления, влияние кондиционированного воздуха.
- Химические факторы стресса: курение, раздражение обонятельных рецепторов (непрерывное влияние выхлопных газов, неприятных запахов), употребление алкоголя и наркотиков.
- Биологические факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.), пыльца, аллергия на продукты питания.
- Психологические факторы: тревога, страх, гнев, ненависть, комплекс неполноценности, чувство вины, депрессия (в особенности, у женщин, так как они статистически в большей степени подвержены данному состоянию в связи с более уязвимой нервной организацией).
- Социальные факторы: вступительные экзамены в школу, трудоустройство, переезд, продвижение по службе, выход на пенсию, женитьба, развод, наличие ипотеки или других кредитных обязательств, юридические проблемы.
При анализировании психосоциальных стрессоров необходимо оценить их правильно и со всей серьезностью, а не просто как «проблемы психологического характера». Достаточно часто важность подобных «психологических проблем» недооценивают, тем самым занижая значимость эмоционального состояния человека.
В процессе психосоматической диагностики с пациентами проводят интервью, которое позволяет оценить следующие моменты его повседневной жизни:
- Фактическая среда проживания: наличие или отсутствие постоянных источников шума, вибрации и других раздражителей.
- Ситуации на рабочем месте: продолжительность рабочего времени, общая нагрузка, необходимость в специфической подготовке, повышенная ответственность и пр.
- Изменения в семейной жизни и, если они есть, как члены семьи реагируют на них.
- Как происходят приступы астмы, и как семья на них реагирует.
- Наличие проблем с аппетитом, нарушений сна, снижение мотивации, депрессия, тревога и другие психоэмоциональные расстройства.
- Как часто пациент посещает медицинские учреждения, и присутствует ли у него недоверие к основному лечащему врачу.
- Отношение с родителями, в том числе в детском возрасте.
Такая информация является особо конфиденциальной и обычно собирается во время беседы-интервью психологом или психотерапевтом, когда между врачом и пациентом установились доверительные отношения. При этом врач должен быть уверенным в том, что пациент действительно может открыто говорить с ним и не утаивать от него информацию о своем эмоциональном состоянии.
В процессе беседы психотерапевт определяет наличие или отсутствие психосоциального стресса и оценивает психологические аспекты заболевания, наблюдая за поведением пациента. Если пациент согласен, то возможно дополнительно использовать психологические тесты в качестве вспомогательных диагностических методов (например, шкала депрессии Бека, опросник для определения уровня тревожности и пр.).
Психологическая помощь в лечении
Бронхиальная астма требует использования лекарственных средств, обладающих противовоспалительным и профилактическим эффектом, а также способных длительно воздействовать на бронходилататоры. Наиболее эффективными медикаментами являются ингаляционные короткодействующие β-адреномиметики, антихолинергические средства, препараты теофиллина и пероральные короткодействующие β-адреномиметики. Для нормализации психоэмоционального состояния в терапии могут применяться антидепрессанты, способные снижать уровень серотонина в крови.
Для достижения положительной динамики в лечении психосоматическая астма параллельно сопровождается психологической поддержкой, которую оказывает профильный специалист (психотерапевт или психолог).
В ряде клинических исследований выполнялась оценка эффективности психологических методик при данном заболевании, которая во многих случаях показала повышение контроля астматического состояния и улучшение качества жизни пациентов. Подобные исследования проводились как для взрослых, так и для детей. Поскольку психотерапевтические направления, используемые для сопровождения пациентов разного возраста, допустимо сгруппировать в соответствии с их общими принципами. Можно выделить несколько методов работы, эффективных в улучшении состояния астматиков:
- Поведенческая терапия посредствам систематической десенсибилизации и позитивного моделирования. Например, для школьников положительным критерием было отсутствие пропусков занятий и прием лекарственных препаратов только по мере необходимости.
- Когнитивные методы, сосредоточенные на конструктивном управлении вредными мыслями (например, панический страх предстоящего астматического приступа или ощущение беспомощности).
- Когнитивно-поведенческая терапия, использующая одновременно когнитивные и поведенческие методы коррекции состояния. Такой подход показывает значительные улучшения показателей самоэффективности.
- Техники релаксации. Они позволяют контролировать стресс и беспокойство, что при астме способствует улучшению дыхательной и респираторной функций. Подобная методика обычно включает в себя прогрессивную релаксацию, аутогенную тренировку, которая фокусируется на внимании к физическим ощущениям и умственном контроле над ними. А также гипноз или глубокое расслабление, которое может быть вызвано с помощью мысленных образов.
- Психодинамическая психотерапия способствует выявлению эмоциональных проблем и стилей реакции, которые побуждают пациентов вести себя неадаптивно.
- Консультирование, включающее обсуждение проблем, связанных с рутинным обращением в организации здравоохранения. Во время поддерживающего консультирования специалист в первую очередь действует как хороший слушатель, оказывающий эмоциональную поддержку.
- Семейная терапия, с помощью которой определяется семейная динамика. Исследователи в области психосоматики выявили, что семейная терапия может значительно улучшить состояние детей с бронхиальной астмой.
- Образовательные подходы, заключающиеся в разрушении мифов о заболевании и повышении общей осведомленности о данной патологии.
- Дыхательные упражнения, которые включают ряд техник для улучшения контроля дыхания при астме (например, техника Бутейко, йога и медитация). Данные методы не являются психотерапевтическими приемами, однако показывают свою эффективность.