Сумеречная жизнь предметов Иоакима Фрозе или серия «Rhopography», 1999-2003
Как отмечает автор, название серии, произошло от греческого слова rhopos — «ненужные объекты, мелочь, чепуха». Этот термин использовался в фламандской живописи 17 века для обозначения натюрмортов, составленных из всяческого мусора, включая мертвых жуков и бабочек. Автор декларативно остается в русле традиционной документальной черно-белой фотографии. Своего рода хроники мусорного ветра.
Фотографии Иоакима Фрозе (Joachim Froese) чуть приподнимают завесу над тайной жизнью предметов. Благодаря этим снимкам мы можем получить представление о том, чем предметы занимаются в наше отсутствие. Каждая часть триптиха отражает определенный момент времени. Стоит отвернуться — и предметы поменялись местами, рассыпался рис из чашки, разлетелись бумаги.
Фотографии полностью опровергают гипотезу о неодушевленности предметов. Просто они и мы существуем в разных временных измерениях. Несовпадение ритмов жизни налицо, и недвижимость вещи — лишь высшая форма движения.
В фотографиях полностью стерта грань между жизнью и смертью, между настоящим и прошлым. Наверно потому, что пространство фотографии это уже смерть, но только с точки зрения внешнего наблюдателя. Для внутреннего наблюдателя там — вечная жизнь.
Натюрморты, составленные из кадавров насекомых лишь подчеркивают эту странность. Мы будто проникаем в это внутреннее пространство предметов, которое так мастерски описал Иосиф Бродский в своем стихотворении «Натюрморт»:
Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них — и внутри нутра.
Внутри у предметов — пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук.
Пыль. И включенный свет
только пыль озарит.
Даже если предмет
герметично закрыт.
Текст: Д. Орлов
Наталья Бетехтина
Настя Иванова
Настя Иванова
Настя Иванова