Депрессия у детей
Депрессия в настоящее время является самым частым поводом обращению людей к врачам-психиатрам. Распространено заблуждение, что данное заболевание может развиваться только у взрослых людей. Отношение исследователей в области психического здоровья к проблеме детской депрессии менялось в течение десятилетий. Последние исследования, посвященные вопросу эмоционального развития людей, указывают на то, что депрессивные расстройства могут обнаруживаться у детей даже в дошкольном возрасте.
Проблема лечения данного психического расстройства у детей заключается в том, что они не способны адекватно оценить свое состояние и понять, что с ними происходит. Родителям вне зависимости от возраста детей важно знать, как проявляется депрессивное состояние для своевременного обращения к специалисту.
Депрессия в раннем возрасте
Развитие депрессивных состояний в большинстве случаев связано с психологическими причинами. Однако у детей с момента рождения до 3 лет психическое расстройство может развиться вследствие более серьезных причин:
- Нарушения внутриутробного развития. Особенности данного заболевания заключаются в том, что внутриутробные инфекции, гипоксия плода могут повлиять на его нервную систему.
- Патологические роды или врожденные особенности развития. При родовой асфиксии, энцефалопатии высока вероятность формирования нарушений психоэмоционального состояния.
- Перенесенные в данном возрасте заболевания могут становиться причиной сбоя выработки в организме гормонов: серотонина, дофамина и норадреналина, содержание которых в организме связано с эмоциями человека.
- Наследственный компонент увеличивает вероятность развития болезни у детей, родственники которых столкнулись с данной проблемой.
- Разрыв эмоциональной связи младенца с матерью вызывает психоэмоциональное напряжение. Его появление обусловлено чувством незащищенности.
- Сложные семейные отношения, алкоголизация родителей. Детская депрессия может быть связана с постоянными скандалами в доме, шумной обстановкой, агрессией и насилием.
Врачи-психиатры обращают внимание родителей, что депрессивное расстройство возникает не только при нарушениях функций мозга, но и в силу психологических причин. Результат их воздействия ребенок ощущает физически, например, скандал в семье сопровождается громкими звуками, которые являются мощным раздражителем для новорожденного ребенка.
Многочисленные исследования позволили установить, в каком возрасте встречается чаще депрессия. Наиболее подвержены депрессивному синдрому подростки, меньшее число случаев расстройства регистрируется в раннем возрасте. Специалисты связывают данный факт с тем, что ребенок не может заявить о своих жалобах, а для родителей они остаются незамеченными до того времени, когда они не станут ярко выраженными.
У маленьких детей депрессия имеет следующие симптомы:
- капризность и плаксивость;
- незначительная прибавка веса, не соответствующая норме для данного возраста;
- частые срыгивания, рвоты и снижение аппетита;
- замедленные движения, апатия;
- признаки задержки общего развития и нестабильного психоэмоционального состояния.
Определить, как помочь ребенку, способен детский невропатолог и педиатр после обследования малыша. При отсутствии адекватной терапии высока вероятность прогрессирования заболевания и его перехода в хроническую форму.
Депрессия в дошкольном возрасте
Признаками депрессивного расстройства у детей, позволяющих выявить функциональные нарушения, являются:
- сниженная двигательная активность, апатия, недостаток энергии;
- преобладание подавленного настроения;
- медленная и тихая речь, сдержанная мимика;
- утрата интереса к играм;
- избегание контактов со сверстниками, стремление к уединению;
- жалобы на головные боли, ломоту в теле, расстройства пищеварения;
- появление страхов темноты, смерти, одиночества.
Родителям важно понимать, что усиление заболевания происходит постепенно. В школьном возрасте в формировании депрессии значение приобретают не только физиологические, но и социальные факторы. Распространены ситуации, когда у ребенка присутствовала биологическая причина, например, перинатальное нарушение, однако нервная система успешно справлялась с данной нагрузкой. После развода родителей психоэмоциональное состояние ребенка усугубилось, и была диагностирована депрессия.
Депрессия в дошкольном возрасте, помимо тех факторов, которые вызывают расстройство у новорожденных, может быть обусловлено другими причинами, одной из которых является стиль воспитания ребенка.
Семья, в которой преобладают гармоничные отношения, устойчива к невротическим нарушениям. Однако при чрезмерной опеке у ребенка не развиваются механизмы защиты нервной системы от перенапряжения. Наиболее подвержены стрессам дети, в семье которых регулярно происходят скандалы и имеет место авторитарный стиль воспитания.
Физическая сила и превосходство родителей приводят к невротизации ребенка. Другой причиной депрессии являются конфликты в детском коллективе. Многие родители задают детским психологам вопрос о том, может ли быть депрессия в данном возрасте вызвана ситуацией в детском саду или ином учреждении. При общении со сверстниками ребенок сталкивается с необходимостью учитывать желания других людей, их требования, которые могут не соответствовать собственным желаниям ребенка.
Специалистами также отмечается, что в группу риска по данному заболеванию входят дети-меланхолики. Однако некоторые родители не знают, как понять, что ребенок относится к данному типу, и что его отличает. Меланхолики характеризуются неустойчивой нервной системой и слабостью. Психологами предлагаются различные способы укрепления психологического здоровья таких детей.
Депрессия в младшем школьном возрасте
Симптомы депрессии у детей младшего школьного возраста связаны с возникающей учебной и социальной нагрузкой. В возрасте от 7 до 12 лет ребенок учиться презентовать себя в классном коллективе, а также определять для себя цели с учетом установленных правил.
Невротизацию школьника могут вызвать аналогичные социальные и биологические причины. В данном возрасте возникает новая причина депрессии, в качестве которой выступает учебная нагрузка, в которой не учтен психологический тип и возрастные особенности ребенка.
Невротизацию порождает неуспех при достижении целей, а также сложные отношения со сверстниками и учителями.
Родителям в данный период важно следить, бывает ли у ребенка плохое настроение, и как долго оно сохраняется, так как депрессивное расстройство диагностируется зачастую к 10 годам. Другой особенностью течения болезни является то, что психологические проявления психического расстройства ребенок начинает осознавать. В этом возрасте ребенок может высказывать следующие жалобы:
- плохое самочувствие, проявляющееся ломотой в теле, головной болью, головокружениями и общей слабостью;
- трудности при обучении являются следствием когнитивных нарушений, при которых ребенок становится рассеянным, не может сконцентрировать внимание;
- нежелание уделять время любимым занятиям и встречаться с друзьями.
Консультация у опытного врача-психиатра позволит определить родителям, что делать для улучшения психоэмоционального состояния школьника. Однако некоторые родители вследствие загруженности не могут своевременно выявить симптомы нарушений, а ребенок при этом не способен адекватно и полно описать свое состояние.
В современной психиатрии существуют способы, позволяющие выйти из депрессии даже на поздних стадиях ее развития. Родителям и ребенку при этом следует понимать, что процесс лечения будет длительным и сложным.
Подростковая депрессия
Депрессия у подростков является распространенным явлением, признаки которого могут обнаружиться в период от 12 до 17 лет. Школьная атмосфера, происходящие в организме гормональные изменения и изменяющееся мировоззрение вызывают нарушения психоэмоционального состояния.
Подростковый возраст является временем, когда у ребенка формируются серьезные межличностные взаимоотношения с противоположным полом, друзьями. Любые неудачи во взаимоотношениях с окружающими переживаются остро. Множество противоречий возникает также вследствие того, что подросток стремится определить свое предназначение и познать свое «Я». Кроме этого, обучение в средней и старшей школе сопровождается увеличением объема учебного материала и необходимостью решения вопроса о выборе профессии после школы.
Депрессия у ребенка-подростка проявляется такой же симптоматикой, как и другие виды. Однако для данного возраста характерными признаками являются существенные колебания настроения, раздражительность и агрессивность. Врачи-психиатры отмечают, что именно среди подростков распространены случаи суицида на фоне депрессии, поэтому родителям важно знать, как определить депрессивное расстройство на начальном этапе формирования.
Лечение детской депрессии
Как избавиться от депрессии в различные периоды жизни детей, способны определить опытные врачи-психиатры. Основу тактики лечения составляют результаты диагностики, позволяющие оценить психологические особенности ребенка, глубину нарушений и причины их развития.
При обращении в медицинское учреждение пациентов с данной проблемой оценивается тяжесть депрессии и суицидальный риск. В процессе лечения может потребоваться освобождение школьника от занятий. Большинство пациентов проходят амбулаторное лечение, однако возможно их помещение в стационар в случае, когда они представляют угрозу для себя и окружающих.
Основу успешной терапии составляет комбинация медикаментозного метода, психотерапии и других немедикаментозных вариантов. Лекарственные препараты используются только по назначению врача при тяжелых формах депрессии. Высокой эффективностью при данном заболевании обладают антидепрессанты, седативные препараты и транквилизаторы, однако они имеют множество побочных эффектов и могут вызывать привыкание.
К числу основных методов также относится психотерапия, которая позволяет устранить причины невротических нарушений и предотвратить повторные эпизоды. Данный метод актуален при лечении детей старше трех лет, он является обязательным элементом комплексных программ при лечении подростков.
В качестве вспомогательных процедур врачами-психиатрами могут использоваться такие методы, как физиотерапия, массажи, рефлексотерапия. Кроме этого, важно создать для ребенка в семье и школьном коллективе благоприятные психологические условия.
Немаловажным обстоятельством является участие семьи в предлагаемых мероприятиях. Специалисты разъясняют специфику протекания депрессивного синдрома у детей, а также предоставляют помощь в разрешении сложных вопросов и ситуаций. При лечении детей, оставшихся без попечения родителей, развивается поддерживающая сеть, в которую включаются педагоги, тренера, тьюторы и сверстники.
Депрессия в детском возрасте может стать причиной исключения из школы, алкоголизации ребенка или его приобщения к употреблению наркотических веществ. Не следует также исключать высокую вероятность суицидальных попыток. Данные обстоятельства указывают на необходимость организации наблюдения за поведением детей, находящихся в группе риска, их своевременного обследования и лечения.