Психосоматика близорукости и дальнозоркости
Зрительные патологии широко распространены в современном обществе. Плохое зрение снижает качество жизни и отражается на психоэмоциональном состоянии человека. Современные специалисты считают, что причинами таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость, могут выступать неконструктивные установки и модели поведения, негативные эмоции. В практике врачей-офтальмологов известны случаи, когда зрение восстанавливалось после длительной работы с психологом.
Психосоматика близорукости
Болезни человека в рамках психосоматики рассматриваются в качестве защитной реакции психики на переживания, приводящие к эмоциональному неблагополучию. Глаза являются органами, позволяющими человеку избавляться от печали. Нарушения зрения могут наблюдаться как у излишне впечатлительных и ранимых людей, так и у эмоционально сдержанных.
Зрительный анализатор позволяет воспринимать цвет, форму окружающих предметов и их движение. На начальном этапе развития близорукости человек не может сфокусировать взгляд на отдаленных предметах, при прогрессировании болезни люди практически не видят окружающую обстановку.
Психосоматика близорукости указывает на то обстоятельство, что при данном заболевании вблизи человек видит достаточно четко, и он сконцентрирован на своей личности и ближайшем окружении. Причиной такого поведения является негативный опыт в прошлом, поэтому люди с близорукостью предпочитают избегать психотравмирующих ситуаций.
Специалисты отмечают, что таким людям сложно строить планы, поэтому они не могут описать то, какой будет их жизнь через несколько лет. При общении с клиентом психологи могут также выявить страх перед будущим и неспособность предвидеть последствия принятых решений.
Близорукость распространена среди людей, которые стремятся систематизировать действительность. Они составляют логические цепочки для каждого события, при этом игнорируют то, что не поддается упорядочиванию. Такие клиенты психологов могут обладать ограниченным кругозором, они не воспринимают чужие идеи. Специфика заболевания указывает на то, что для пациентов с близорукостью важны близкие по духу и интересам аспекты.
При общении с близорукими людьми становится очевидным то, что плохое зрение позволяет им не видеть окружающий, как они считают, негатив. Данный выбор является бессознательным, свои недостатки при этом они не замечают. Такое заболевание может развиваться у детей вследствие того, что окружающий мир кажется опасным и вызывает страх, поэтому они не стремятся стать взрослыми.
Психосоматика дальнозоркости
Слепота рассматривается в большинстве случаев как следствие возрастных изменений, аналогичной проблемой является дальнозоркость. При данном нарушении пациенты практически не видят расположенных близко объектов, но способны рассмотреть отдаленные предметы. Психосоматика дальнозоркости объясняет данную болезнь тем, что человеку интересны глобальные планы, он смотрит в будущее и не обращает внимания на повседневные заботы.
Специалисты в области психосоматики связывают дальнозоркость с тем, что в старости жизнь утрачивает яркие краски, поэтому люди мысленно живут в будущем. У взрослых заболевание возникает раньше у женщин, так как они болезненно относятся к возрастным изменениям.
Дальнозоркость связана с таким понятием, как аккомодация, обозначающим процесс приспособления. Ухудшение данной функции начинается у большинства людей после 45 лет, психотерапевты связывают данное обстоятельство со сложностями адаптации. Пациенты часто считают старение ухудшением своего положения.
Другой причиной дальнозоркости является склонность людей к систематизации. Как и в случае с близорукостью, пациентами игнорируются реалии, которые не вписываются в выстроенную логическую схему. Кроме этого, люди с дальнозоркостью желают в один момент получить необходимые для их комфортной жизни условия, не прикладывая какие-либо усилия. Психосоматика дальнозоркости помогает понять, что следует обращать внимание на бытовые мелочи.
Плохое зрение у детей: психологические причины
Психологические предпосылки зрительных патологий важно рассматривать с учетом возрастных особенностей больного. Близорукость может развиваться в дошкольном возрасте или при поступлении ребенка в школу. Причиной болезни при этом является негативная обстановка в семье, напряженные отношения между родителями. Крики, ссоры и физическое насилие негативно отражаются на психике, ребенку больно видеть страдания родителей, при этом он не может повлиять на конфликтные ситуации. Плохое зрение при этом является механизмом психологической защиты, позволяющим не замечать конфликты в семье.
Распространены ситуации, когда падает зрение у детей, воспитывающихся в атмосфере любви и добра. При поступлении в детский сад или школу ребенок сталкивается с коллективом, в котором необходимо добиться хорошего отношения и выполнить определенные условия. Модель реальности, сформированная в семье, отличается от окружающего мира за пределами его дома. Ребенок часто не желает мириться с такими контрастами, что может вызывать ухудшение зрения.
Проблема потери зрения в подростковом возрасте также остается актуальной. В данный период важна самоидентификация, поэтому подростки испытывают множество страхов, связанных с внешностью, принятием их личности окружающими, отношениями с противоположным полом. Основной психологической причиной потери зрения у выпускников специалисты называют страх перед взрослой жизнью.
Психологическая помощь при плохом зрении
Психологические предпосылки зрительных патологий могут сочетаться с физиологическими причинами. Некоторые пациенты ошибочно считают, что после осознания имеющихся проблем и их проработки зрение восстановится. Специалисты акцентируют внимание на необходимости дополнения сеансов психотерапии стандартными методами.
Общими направлениями психотерапии при дальнозоркости и близорукости являются:
- Выявление и проработка страхов, спровоцировавших потерю зрения. На каждом этапе развития могут возникать страхи, которые по мере взросления накапливаются, поэтому клиенту важно проанализировать жизнь с детских лет.
- Формирование готовности к новым идеям и саморазвитию. Фиксация на своем мнении может приводить к зрительным патологиям и способствовать сужению кругозора.
- Борьба со страхом решения проблем начинается с осознания человеком того, что все последствия таких ситуаций являются продуктом деятельности воображения.
- Формирование адекватной самооценки. Психотерапевты помогают понять клиентам, что их будущее зависит от приложенных усилий. Проанализировав имеющиеся личностные ресурсы, человек может понять, каким образом ему следует приспособиться к окружающей среде.
- Формирование положительного настроя по отношению к повседневным делам и бытовым мелочам. Конструктивное планирование будущего следует начинать после того, как сформирована адекватная картина окружающей реальности. Психосоматика близорукости требует навыков планирования будущего с учетом имеющихся ресурсов. Психологи предлагают клиентам расширить сферу своих интересов и найти новые способы самореализации.
Основное лечение зрительных патологий, назначенное врачом-офтальмологом, может дополняться сеансами психотерапии. Их эффективность будет высока в том случае, если удалось найти причину их появления. Специалисты рекомендуют для этого задавать следующие вопросы: «Чего я боюсь?», «Чего я не хочу видеть?», «Кто в ближайшем окружении вызывает у меня неприятные эмоции?». Психотерапевты также анализируют речь клиента на предмет присутствия в ней фраз: «Я не желаю тебя видеть», «Больно смотреть на происходящее», «Не показывай мне это».
Заинтересованность пациента в выздоровлении является главным условием эффективного лечения близорукости и дальнозоркости. При данных заболеваниях люди могут получать вторичную выгоду и возможность не замечать некоторые события. При длительном отсутствии терапии формируется особая модель поведения, плохое зрение становится уважительной причиной для отказа от конкретных действий.
Особый интерес представляет подход, при котором зрительные патологии объясняются естественными препятствиями. Физические границы, такие как дома, девайсы, книги, телевизор и др., принудительно определяют границы расстояния взгляда. Человек тренируется в течение жизни видеть до определенного препятствия, например, экрана монитора. Обычный день городского жителя начинается с того, что он просыпается и видит стены дома, затем выходит на улицу и устремляет свой взгляд под ноги, на работе естественным препятствием являются документы или экран.
У некоторых людей расстояние взгляда крайне небольшое, оно бессознательно устанавливается человеком. Данные представления психотерапевты и психологи могут также использовать при организации сеансов психотерапии.
Непроработанные страхи и эмоции могут отражаться на физическом состоянии человека. В современной медицине проблема дальнозоркости и близорукости рассматривается с различных аспектов, что позволяет включать в курс лечения сеансы психотерапии и другие методы коррекции выявленных проблем.