Психосоматика стоматита
Последние исследования доказывают, что природа многих заболеваний кроется не только в физических факторах, но и зависит от эмоционального состояния человека. Стрессы и расстройства могут стать стимулятором для развития патологических процессов в различных органах и областях тела, в том числе и в ротовой полости. Психосоматика стоматита объясняется, прежде всего, неумением контролировать свои эмоции и адекватно реагировать на стрессоры. Поэтому данное заболевание чаще всего отмечается у детей.
Что такое стоматит
Стоматит (мукозит полости рта) – это воспалительное заболевание, которое поражает слизистую оболочку ротовой полости. Заболевание может иметь различное происхождение и варьироваться в клинических проявлениях. Поражение слизистых оболочек может быть как самостоятельной патологией, так и следствием других заболеваний. Например, гриппа, кори, а также эмоциональных потрясений.
Выделяют несколько классификаций болезни полости рта:
- в зависимости от первопричины: бактериальное, грибковое, вирусное, эрозивное, лучевое происхождение;
- в зависимости от сопутствующих патологий: стрептококковая, сифилитическая инфекция.
Выделяют следующие виды стоматита:
- язвенный;
- кандидозный;
- афтозный;
- герпетический;
- аллергический;
- токсический и пр.
Поражение слизистых оболочек ротовой полости происходит в результате воздействия патогенных факторов. Однако для увеличения интенсивности их влияния необходимы предрасполагающие факторы, которые способны инициировать возникновение болезни. К инфекционным агентам, способным вызвать стоматит, относятся:
- стрептококки;
- гонорея;
- туберкулез;
- герпетический вирус;
- цитомегаловирус;
- оспа;
- корь;
- грипп;
- парагрипп;
- кандидоз и пр.
Если рассматривать традиционные физиологические факторы, которые способствуют развитию стоматита, то среди них выделяют:
- заболевания ЖКТ;
- нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
- общее снижение иммунитета;
- глистная инвазия;
- злоупотребление алкоголем;
- курение;
- влияние аллергена;
- прием лекарственных препаратов;
- химиотерапия и облучение.
Психосоматика стоматита объясняется нарушением эмоционального фона, который находит свое отражение в физиологических проявлениях. Патогенные организмы, способные провоцировать воспалительные заболевания полости рта, активизируются при переживании человеком сильного психологического потрясения, или если он находится в стрессовом состоянии длительный период времени. Среди наиболее частых психосоматических причин выделяют:
- гнев;
- обиду (в том числе и давнюю);
- чувство вины;
- неумение прощать;
- избыточный перфекционизм.
Когда психоэмоциональная система человека плохо воспринимает новую информацию, негативные события, неадекватно оценивает ситуацию (например, преувеличивает ее важность), могут возникнуть болезни рта – стоматит, пародонтоз, гингивит и даже язвы на языке.
Стоматит и стресс
Стресс является неотъемлемой частью жизни человека. С точки зрения достижения целей и воспитания характера он может быть полезен. С другой стороны, постоянный стресс может негативно отражаться на состоянии здоровья и производительности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проблемы, связанные со стрессом, станут одной из основных причин инвалидности в ближайшее десятилетие. Стресс также может привести к возникновению ряда системных заболеваний, таких как диабет, гипертония, аутоиммунные заболевания и патологии ротовой полости.
Психологический стресс может играть важную роль в возникновении рецидивирующего стоматита. Эмоциональное перенапряжение скорее становится пусковым фактором, а не главной физической причиной заболевания. Под воздействием стресса ослабляется иммунная система, и в результате организм не может противиться даже незначительному воздействию инфекции.
Психосоматика стоматита достаточно часто отмечается у категории людей, которые регулярно подвергаются стрессорам или по той или иной причине обладают низким стрессовым порогом. Например, учащиеся медицинских ВУЗов систематически переживают стресс и в процессе учебы, и во время работы. Чрезвычайно напряженная образовательная атмосфера, сложность учебной программы, высокая ответственность профессии, неопределенность будущего каждый день негативно отражаются на психологическом состоянии студента.
Доказательством тому служит исследование, которое проводилось среди студентов Государственного стоматологического колледжа в Джамму, Индия. В исследовании принимали участие 160 человек, которые проходили специальное анкетирование. Среди участников 55% подтвердили, что хотя бы раз в год их беспокоят воспалительные процесс в ротовой полости. При этом у большинства симптомы проходили совсем или значительно уменьшались примерно за неделю.
В исследовании учитывалась частота и интенсивность стресса у участников. Студенты младших курсов сообщили о повышенном уровне тревожности, а учащиеся старших курсов испытывали меньшую психоэмоциональную нагрузку. У них же отметили и низкую частоту рецидивов воспалительных заболеваний ротовой полости. Когда показатель встречаемости стоматита сравнивался в соответствии с различными уровнями стресса, измеренными по специальной шкале. Максимальное количество инцидентов было замечено среди студентов, которые испытывали стресс постоянно или достаточно часто. И только несколько участников, которые никогда не испытывали стресса, отмечали у себя редкие эпизоды заболевания.
Согласно полученным данным, психосоматика стоматита среди выпускников-стоматологов отмечалась у более чем половины испытуемых. Отмечалась стойкая зависимость от уровня стресса среди фиксированных эпизодов. Текущие данные говорят о необходимости создания стратегии для снижения уровня стресса у населения, для улучшения физического и психологического благополучия.
Ссора как фактор стоматита
У взрослых психосоматические причины стоматита могут быть взаимосвязаны с постоянными спорами или словесными конфликтами. Если человек достаточно часто пытается доказать кому-то свое видение какого-либо вопроса и наталкивается на «стену» непонимания и игнорирования, в определенный момент его организм ослабевает и больше не может сопротивляться воздействию внешних негативных факторов. Результатом такого перенапряжения становятся воспалительные заболевания ротовой полости, которые могут со временем рецидивировать (в зависимости от длительности конфликта и его исхода).
Отрицательно влиять на состояние психоэмоционального фона могут даже воспоминания о неразрешенном споре, которые человек переживает день за днем. Также негативные последствия вызывает не озвученная точка зрения, если она принципиальна для человека. Поэтому психологи выделяют важность адекватной оценки ситуации и своевременной реакции на нее, чтобы в будущем компенсация за нерешенные конфликты не отразилась на физическом состоянии человека.
Ярким представителем, испытавшим на себе негативное воздействие постоянных споров, является великий психоаналитик Зигмунд Фрейд, чьи идеи ранее часто не признавались и поддавались жесткой критике. Он страдал от рака неба. От рака ротовой полости скончался знаменитый хирург Н.И. Пирогов, который прославился не только своим врачебным талантом, но и внедрением образовательных реформ. Нестандартные решения в системе обучения часто отвергались недалекими властями, которые не понимали перспективы их применения.
Стоматит у детей
Стоматит – нередкое явление в детском возрасте. Обычно он связан с несоблюдением гигиены детьми, что нормально для этого возраста. Дети часто облизывают грязные руки, предметы на улице, могут съесть упавшую на землю еду и пр. Так они познают мир. Таким образом патогенные организмы легко проникают в рот и вызывают различные воспалительные процессы.
В то же время у детей, особенно младшего возраста, отмечается незрелость нервной системы, поэтому они еще не умеют адекватно реагировать на эмоциональные потрясения. В результате постоянного стресса у ребенка могут развиваться различные психосоматические патологии, повреждающие ротовую полость, дыхательные пути (например, бронхиальная астма) и кожные покровы (атопический дерматит и пр.).
У детей дошкольного и школьного возрастов психосоматическими факторами развития стоматита могут быть проблемы с социализацией, изменение режима (к чему дети очень чувствительны), нагрузки в учебе и другие проблемы в школе/семье. Для лечения и исключения рецидива заболевания необходимо обращать внимание не только на физический компонент терапии, но и психологическое состояние ребенка. Следует помнить, что он нуждается в поддержке и понимании. Ребенку порой сложно решить свои проблемы даже в силу того, что он не может сформулировать переживания. Поэтому ему необходимо помощь взрослого.
Лечение стоматита
В терапии стоматита необходимо применять комплексный подход. Пациенту в первую очередь назначают медикаментозные препараты для купирования симптомов и параллельно направляют на консультацию к психологу или психотерапевту – в зависимости от ситуации.
Методы психологического воздействия могут включать:
- когнитивно-поведенческую коррекцию;
- психоанализ с дальнейшим консультированием;
- нейролингвистическое программирование;
- медитативные техники;
- лечение при помощи искусства.
Для устранения проблемы у ребенка может также потребоваться семейная терапия. Она поможет наладить гармонию в семье и научит слушать и слышать своих близких.
Еще одним немаловажным способом лечения и исключения повторения заболевания в будущем является обсуждение своих проблем и неудовлетворенности, как говорится, «по горячим следам». Затаенная обида, невысказанное недовольство, постоянное отсутствие понимания со стороны собеседника неминуемо приведут к рецидиву стоматита через определенное время. Поэтому лучше разговаривать и обсуждать свои проблемы, чем молчать и прятать их в глубинах своей души.